Уважаемый Виктор Федорович!
Уважаемые Леонид Макарович, Леонид Данилович и Виктор Андреевич!
Уважаемые учасники круглого стола!
Прежде всего – о главных причинах временной приостановки подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Европейским Союзом.
С 2010 года Правительство настойчиво и упорно работало над подготовкой Соглашения, потому что мы твердо убеждены в стратегических перспективах сотрудничества с Европейским Союзом.
Однако решения в политике принимаются исходя из реальной экономической и политической ситуации.
А как она складывалась?
В 2010-2012 годах мы обеспечили положительные темпы роста экономики, несмотря на продолжающуюся мировую рецессию. Правительство сконцентрировало ресурсы на развитии внутреннего рынка, отечественного производства, развитии и модернизации инфраструктуры – и это дало рост экономики.
Ситуация стала резко меняться в 2013 году.
Во-первых, сказалось значительное ухудшение конъюнктуры внешних рынков, в том числе, финансовых. Произошло временами обвальное сокращение товарооборота с традиционными партнерами Украины. При этом украинский рынок по тем условиям, на которых мы вступили во Всемирную организацию торговли, практически не защищен.
Буквально сегодня Госкомстат опубликовал данные о товарообороте за 10 месяцев 2013 года.
Так, товарооборот с Российской Федерацией упал на 16%, с СНГ в целом – падение на 17%. Падение торгового оборота с Индией – составило 13%; Южной Кореей – 49%; Индонезией – 16%, Испанией – 19%.
В целом товарооборот за 10 месяцев 2013 года снизился на 9,4%.
Во-вторых, неравноправный договор о поставках российского газа привел к огромным потерям валютных резервов государства: за 3 года – более 20 миллиардов долларов. И этот договор продолжает каждый месяц обескровливать валютные резервы страны.
Собственно, вот эти два предательских удара в спину Украине: невыгодные условия торговли в рамках СОТ и кабальный газовый договор – в целом и сформировали сегодняшнюю ситуацию.
В-третьих, в 2013 году нам пришлось выплатить колоссальные внешние долги, в том числе по кредиту МВФ 2008-2009 годов: более 5 миллиардов долларов.
В-четвертых, как я уже сказал, отрицательное сальдо в торговле с Европейским Союзом увеличилось до 10 миллиардов долларов.
В-пятых, меры по ограничению экспорта украинских товаров в Россию привели к отрицательному сальдо во взаимной торговле около 7 миллиардов долларов за полтора года.
Причем, какие отрасли пострадали? Те, продукция которых практически не находит сбыта на других рынках.
Так, за 9 месяцев 2013 года потери экспортных поставок в Россию продукции машиностроения составили 18,4% (938 млн.дол.США).
В том числе сократились:
на 73% (229 млн.дол.США) – экспортные поставки тракторов и автомобилей;
на 56% (47 млн.дол.США) – летательных аппаратов и оборудования;
на 40% (552 млн.дол.США) – вагонов;
на 43% (181 млн.дол.США) – узлов и запчастей к локомотивам и вагонам;
на 12% (27 млн.дол.США) – электрических трансформаторов.
На 28% (130 млн.дол.США) сократились поставки труб.
На 77% (564 млн.дол.США) сократились поставки энергоносителей, на 35% (158 млн.дол.США) - пластмасс и изделий из них.
Более того, в сентябре три страны Таможенного союза приняли решение, что в случае подписания соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом Украина немедленно потеряет преимущества зоны свободной торговли со странами СНГ.
К чему это привело бы?
За год это добавит к отрицательному для нас сальдо 8 миллиардов долларов. Итого отрицательное сальдо в торговле со странами Таможенного союза в 2014 году сформировалось бы в размере около 15 миллиардов долларов.
Кроме того, негативными последствиями в двусторонних отношениях с РФ вследствие подписания договора будет сворачивание совместных секторальных проектов в топливно-энергетической сфере (на сумму более 9 млрд.дол.США), в атомной энергетике (1,5 млрд.дол.США), в космической отрасли, судостроении и ВПК (2,2 млрд.дол.США). Аавиастроение остановилось бы полностью. Более того, мы потеряли бы секторальныекредитные ресурсы на сумму около 7,7 млрд.грн.
Можно ли сказать, что мы ничего не предпринимали, чтобы исправить ситуацию? Конечно, нет.
Предпринимались колоссальные усилия по сокращению потребления российского газа. В нынешнем году Украина потребит приблизительно на 40% меньше российского газа, чем в 2010 году.
Огромная работа проведена по увеличению собственной добычи газа. Заключены соглашения на разведку и добычу сланцевого газа, газа на шельфе Черного моря, реабилитацию старых месторождений с такими мировыми лидерами отрасли, как компании Шелл, Шеврон, ЭНИ.
Еще в начале лета, оценив ситуацию, мы обратились к партнерам в Евросоюзе с просьбой рассмотреть меры, которые помогли бы экономике Украины преодолеть острейший кризис. Например, разместить заказы на наших предприятиях, принять участие в совместных инвестиционных проектах. Мы все время были в переговорном процессе.
Мы также убеждали российских партнеров, что зона свободной торговли с ЕС не несет угрозы для них, доказывали это расчетами. И с ними мы были в постоянном переговорном процессе.
Одновременно мы убеждали Международный валютный фонд, что условия кредита для Украины не должны быть стереотипными, у нас есть преимущества внутреннего рынка, которые раскроются при достаточной финансовой поддержке. Также мы рассчитывали на обещание Евросоюза повлиять на МВФ. Мы все это время были в переговорах с МВФ.
И что же мы получили? Льготные торговые режимы с Таможенным союзом для нас отменяются, а Евросоюз никакого, подчеркиваю – никакого – внятного ответа на наши предложения не дал. Обещание повлиять на МВФ осталось пустым. А за неделю до саммита в Вильнюсе МВФ выдвинул Украине еще более жесткие условия.
Итак, к моменту проведения Вильнюсского саммита Украина должна была сделать выбор: подписать соглашение и столкнуться с неизбежным крахом экономики или отложить подписание и добиться от всех сторон, вовлеченных в ситуацию, учета своих интересов.
Здесь находятся все Президенты Украины. Хочу спросить у них: имея 19 миллиардов долларов могли ли мы идти на заведомый дефолт государства, имея 10 миллиардов долларов отрицательного сальдо в торговле с Евросоюзом, 15 миллиардов долларов – в торговле со странами Таможенного союза, 5,5 миллиарда долларов выплат в 2014 году по внешним долгам и около 10 миллиардов долларов платежей за газ по существующим сегодня ценам. Итого 40,5 миллиарда долларов против 19 миллиардов долларов валютных резервов!
Скажите, какой политик, несущий ответственность за судьбу страны, принял бы решение игнорировать эти объективные факты и невзирая ни на что, подписать соглашение?
Да, мы просто не успели откровенно и убедительно рассказать о сложившейся ситуации нашим людям. Да, мы очень мало говорили о рисках, видя перед собой стратегическую перспективу. Потому что надеялись минимизировать риски.
Этого не удалось сделать до саммита в Вильнюсе.
Но я глубоко убежден, что настойчивой, последовательной работе и стабильности в обществе мы сможем это сделать за время, которое взяли для исправления ситуации.
Итак, какие же риски мы обязаны минимизировать и как это сделать?
Первое: мы договариваемся с Российской Федерацией о восстановлении торгово-экономических отношений в полном объеме. На это нацелен целый комплекс мер, определенный документами, которые будут подписаны в ходе заседания Украинско-Российской межгосударственной комиссии 17 декабря в Москве.
Среди важнейших документов:
1. Дорожная карта по урегулированию торговых ограничений в двусторонней торговле между Российской Федерацией и Украиной на 2013-2015 гг.
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реализации и мерах государственной поддержки возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями.
3. Меморандум между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве по созданию космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса.
4. Меморандум о намерениях по активизации сотрудничества в сфере судостроения между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и министерством промышленной политики Украины
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины в области ядерной и радиационной безопасности.
6. Меморандум между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив.
7. Протокол между Правительством Российской Федерацией и Кабинетом Министров Украины о поставках товаров по производственной кооперации в 2014 году.
Второе: мы хотим возобновить кредитование Международного валютного фонда на приемлемых для Украины условиях. Мы доказываем, что для нас неприемлемо резкое повышение на 40% тарифов на жилищно-коммунальные услуги, сокращение социальных расходов бюджета, замораживание зарплат, пенсий и социальных пособий, ликвидация бюджетной поддержки села. Все вместе это приведет лишь к снижению покупательной способности людей, то есть, к сокращению того ресурса, который держит на плаву нашу промышленность и сельское хозяйство. Посмотрите: ведь Греция, которая по рецептам МВФ получила за последние годы более 400 миллиардов долларов помощи от МВФ, Евросоюза и частных инвесторов, так и не выправила ситуацию.
Третье: мы хотим договориться с Европейским Союзом о таких условиях переходного периода, которые позволили бы Украине выровнять сальдо торгового баланса и стимулировать экономический рост.
Чтобы сравняться в конкурентоспособности с рынком Евросоюза, должна быть проведена громадная работа по модернизации промышленности.
По отраслям производственного сектора износ машин и оборудования в Украине достиг более 60%, а непосредственно в промышленности этот показатель достигает 65%. Наибольшая степень износа машин и оборудования в Украине в цветной металлургии (75,3%), машиностроении и металлообработке (71,4%), химической и нефтехимической промышленности (70,8%).
Степень же износа основных производственных фондов в развитых государствах, в частности в ЕС, не превышает 25%. А вообще порог износа для экономической безопасности государства не должен превышать 50%.
Мы не можем, как того требует Евросоюз, резко отказаться от бюджетной поддержки определенных отраслей, в которых заняты сотни тысяч людей.
Речь в первую очередь идет о государственных угледобывающих предприятиях, которые, по оперативным данным, только за 11 месяцев текущего года получили из государственного бюджета около 12,2 млрд. грн. на частичное покрытие расходов по себестоимости угольной продукции. На этих «планово убыточных» предприятиях занято на подземных работах 136 тыс. человек, а всего более 150 тыс. человек.
Понятно, что в случае требования ЕС радикально снижать размер дотации на тонну угля в Украине, сокращение людей придется проводить очень быстро. В этом можно не сомневаться. Пример Польши показателен. В 1992 отменили государственную дотацию на уголь: за год уволили 65 тыс. человек, а за 5 лет после отмены дотации – уволили 161 тыс. человек.
Без ресурса на трудоустройство, социальные и другие компенсации такой сценарий в Украине приведет к социальному взрыву в ряде регионов страны.
Нам также нужно избежать громадных проблем в агропромышленной отрасли.
Так, Евросоюз декларирует отмену пошлин на ввоз всех сельскохозяйственных товаров. Но на самом деле жестко квотирует экспорт абсолютно всех продуктов, которые Украина хотела бы продавать на рынках Европы. Давайте посмотрим, как европейское квотирование сельхозпродукции будет (в кавычках!) «помогать» украинскому АПК.
На ключевой украинский товар – пшеницу - квота составляет 1 млн. тонн в год, тогда как страна производит около 50 млн. тонн. На курятину квота составляет 20 тыс. тонн, но Украина должна закупить 10 тыс. тонн куриного мяса из Европы, при этом сама страна производит 1 млн. тонн в год. Квота по сырам составляет – 1,5 тыс. тонн. - это около 5% украинского производства!
Беспошлинно могут ввозиться семена подсолнечника и рапса -культур, которые истощают почву и которые по этой причине внутри ЕС не выращиваются. Более того, соглашение стимулирует ввоз в ЕС именно необработанных семян подсолнечника и рапса, чтобы загружать работой свои перерабатывающие мощности, а не украинские.
Более того, отмена экспортных пошлин на подсолнечник приведёт к его вывозу из Украины, что чревато потерей около 2 млрд. долл. США. И может превратить страну из самого крупного в мире экспортёра подсолнечного масла в его импортёра. Как результат, стоимость подсолнечного масла на внутреннем рынке взлетит, как минимум на 50%, а на продукцию с использованием подсолнечного масла (майонезы, маргарины) – на 100-120%. При этом на 30-35%подорожают свинина и говядина, что связано с тем, что отходы производства подсолнечного масла используются в животноводстве.
В то же время, на прямые субсидии фермерам в рамках единой сельскохозяйственной политики ЕС в 2013 году ушло 132,8 млрд. евро или 43% бюджета. Один из крупнейших получателей сельхозсубсидий – Польша. Дотации позволяют этой стране продавать свое продовольствие в Украине по ценам ниже, чем у наших производителей.
А теперь я хочу спросить самих наших селян: готовы ли вы прямо сейчас начать работать по нормам ЕС? Тем, которые, касаются вашего личного хозяйства?
Давайте вспомним, что сегодня в Украине около 9 млн. индивидуальных хозяйств. При этом нужно помнить, что индивидуальные сельхозпроизводители производят более половины молока и около 40% всего мяса.
Большинство этих хозяйств не сможет перейти на стандарты ЕС, попросту говоря, вести своё индивидуальное хозяйство им придется прекратить. Например, нельзя будет выращивать скот и домашнюю птицу на продажу, ведь, согласно нормам ЕС, забивать животных можно будет только на сертифицированных бойнях. А кур выращивать только в клетках, соответствующих директиве Еврокомиссии. То же касается молока – на рынках можно будет продать молоко, только надоенное машинным способом. Абсолютно всех сельскохозяйственных животных нужно будет маркировать.
Чтобы индивидуальные производители перешли на стандарты ЕС, мало профинансировать покупку оборудования, нужно ещё и создать систему по закупке и хранению продукции, что требует не только колоссальных затрат, но и времени.
Кроме того, необходимо будет создать общегосударственную систему контроля продукции «от поля к столу», которая будет отслеживать абсолютно все продукты – от морковки до яйца.
Что из этого следует? Только одно – мы рискуем потерять все индивидуальное хозяйство на селе. Понятно, что мы не допустим, чтобы 9 млн. семей лишились своих доходов, а граждане Украины не имели выбора по покупке продуктов питания, продуктов привычных, доступных и экологически чистых.
Серьезный государственный финансовый ресурс идет на поддержку развития сельского хозяйства – это около 25 млрд. гривен. Из них прямая бюджетная поддержка составляет около 9 млрд. гривен, а специальный режим по налогу на добавленную стоимость – свыше 12 млрд. гривен.
Кроме того, сельхозпроизводители пользуются упрощенным механизмом налогообложения и платят только фиксированный сельскохозяйственный налог, что также содействует развитию сельскохозяйственного бизнеса.
Если это все отменить, наши сельхозпроизводители окажутся абсолютно неконкурентоспособными по сравнению с европейскими, которые получают громадные дотации и на гектар пашни, и на голову скота, и так далее.
Также нам нужно устранить очевидные перекосы в тарифах и квотах на ряд видов агропродовольственной продукции. Например, на мясо и пищевые субпродукты Евросоюз будет применять тарифные квоты. Да и использовать эти квоты Украина сможет только после того, как стандартизирует свою продукцию в соответствии с требованиями ЕС.
Квоты по поставкам агропродовольственной продукции на 2014 год составляют:
говядина – 12 тыс. тонн в год,
свинина – 40 тыс. тонн в год,
мясо птицы – 36 тыс. тонн,
мед – 5 тыс. тонн,
сахар – 30 тыс. тонн,
пшеница мягкая – 950 тыс. тонн,
ячмень – 250 тыс. тонн,
кукуруза – 400 тыс. тонн,
этанол – 27 тыс. тонн.
Как видим, это практически ноль для нашего сельского хозяйства. Вне этих квот таможенные тарифы остаются на уровне 65 - 94 евро за 1 тонну, что никоим образом не благоприятствует росту экспорта в ЕС по данным товарным группам.
А Украина тем временем будет применять преимущественно нулевую ставку ввозной пошлины. То есть, к нам хлынут дешевые, дотируемые сельхозпродукты из Евросоюза.
А теперь я хочу спросить наших селян: готовы ли 9 миллионов личных крестьянских хозяйств прямо сейчас начать работать по нормам ЕС?
Готовы вы согласиться с запретом доить молоко вручную и продавать его на рынке, с запретом выращивать свиней и бычков на подворье и забивать их иначе, как на сертифицированных бойнях, с запретом выращивать кур иначе как в специальных клетках, соответствующих директивам Евросоюза?
Понятно, что все эти нормы когда-то должны быть выполнены, но немедленный переход на них означает только одно: моментальное разорение индивидуальных сельских хозяйств, социальную деградацию села.
Или, например, требования, которые предъявляет Евросоюз к торговле. Готовы ли люди, сегодня торгующие на базарах, закрыть все торговые точки, не соответствующие директивам Еврокомиссии? Например, ни одна торговая точка не может работать без кассового аппарата. Готовы эти люди уступить свой доход зарубежным торговым сетям, которые вытеснят малый и средний бизнес, как это произошло в Чехии, Польше, Прибалтике?
Или еще одна громадная проблема. Соглашение об ассоциации закрепляет принятые ранее Украиной обязательства в рамках европейского энергетического сообщества и устанавливает четкий график их имплементации с момента подписания договора.
Это значит, что до 2020 года мы обязаны вложить в энергосектор около 100 млрд. евро.
Еще один блок мер - реализация директив относительно стимулирования использования возобновляемых источников энергии, что потребует около 6 миллиардов евро.
Огромный объем инвестиций надо будет направить в электроэнергетику, коммунальную энергетику и транспортный сектор. В ежегодном исчислении это - 14,4 млрд. евро.
Для наглядности еще раз подчеркну, что перечисленные обязательства в рамках европейского энергетического сообщества – это около годового валового внутреннего продукта нашей страны.
Откуда нам сейчас взять эти деньги?
И по всем этим и многим другим вопросам нужно найти решения.
Таким образом, сейчас перед нами стоит ряд очень напряженных задач. Мы должны максимально оперативно и эффективно использовать ту паузу, которую взяли перед подписанием Соглашения с Евросоюзом.
Чтобы выполнить названные задачи, потребуется большая и напряженная работа всех структур исполнительной власти, с самым широким привлечением бизнеса и общественности.
Вчера и сегодня я встречался с представителями украинской промышленности и агропромышленного комплекса.
Ключевая мысль, которую высказывают ведущие участники рынка: Украина должна добиться приемлемых для себя условий зоны свободной торговли с Евросоюзом и восстановить торгово-экономические отношения с Таможенным союзом. Люди из реального сектора экономики, которые обеспечивают работой миллионы людей, не хотят и не соглашаются жертвовать никаким рынком. Они готовы вместе с Правительством отстаивать национальные интересы.
И это я считаю главным.
Департамент інформації та комунікацій з громадськістю Секретаріату КМУ